?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Печальная дискуссия

Если вы окажетесь у Курского вокзала, войдите в метро через вестибюль Курской-кольцевой. Получите удовольствие, почувствуете уважение к потоку людей, движущемуся навстречу, и к самому себе. Станция отреставрирована, обрела красоту и благородство. Многогранная ротонда, белизна мраморных стен, бронзовые украшения портала, архитектурная композиция с белыми скульптурными изображениями под куполом - воина, шахтера, крестьянки...- и само купольное пространство рождают  эмоциональное впечатление. О, да, декоративность идеологизирована, кольцевая линия (четвертая очередь) строилась после войны, и образный строй подземной урбанистики прославлял победу и праздник мирной жизни. Сегодня  это ничуть не мешает восприятию. Я думаю о том, как монументальность воюет с гламуром, как художественная рукотворная нарядность противостоит сухой конструктивной целесообразности, от которой, право же, устаешь. Думаю, что  человек ведет себя иначе в   таком пространстве, потому что художественная среда вообще способствует росту самоуважения. Обществу  должна быть несомненная польза от реставрации. Но случилась, прямо таки беда. Дело в том, как вы знаете, что по глупости или недосмотру под куполом  у подножия скульптур появились золотыми буквами слова из первой редакции советского гимна: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". (У нас еще на газонах цветами писали: "слава КПСС"). Ведь обошлись на Курской  без памятника вождю, который стоял в нише и  исчез в  шестидесятые, надо  и без цитаты. К чему сегодня эта наглядная агитация? Но еще хуже  пустопорожние бездарные дискуссии в СМИ по этому поводу и интернет-опросы: "Кем бы вы заменили Сталина в этой фразе?" Один автор-шутник предлагает Микки Мауса, а еще можно, пишет он, "поставить на место памятник и рядом поясняющую табличку, где привести факты и цифры жертв... Хороший урок по отечественной истории." Вот если бы  урок с экзаменом для мастеров устраивать игрища с народом!  Вдумайтесь, разве реставрируя станции метро, являющиеся материальным памятником истории и культуры  страны, мы хотим "возрождать атмосферу 50-х годов"? Нет, конечно! Все детали жизни и быта хранят музеи истории, образцам наглядной агитации там самое место. Но во всех сферах нашей общественной жизни гуляет непрофессионализм. Менеджеры, умеющие торговать электроэнергией и искусством, увы, и там, где "решают и утверждают". Во-первых, следует понимать, что наглядная агитация всегда принадлежит моменту и не претендует на вечность.     Во-вторых, идеологически-текстовая начинка и тогда, когда станция строилась, не добавляла выразительности архитектурному проекту, а сегодня и говорить нечего.  В-третьих, поскольку мир московского метро сложился как историко-культурный комплекс стоит посмотреть на новые и строящиеся станции с точки зрения художественности. Вот тема для дискуссии и общественных опросов.  

Profile

1
ninel_is
Нинель Исмаилова

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com