?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


                           

«Люди устали от несовпадения  идеалов с действительностью»,  и это делает нас безразличными к политике. Как это опасно! Вот почему хочется, чтобы как можно больше людей  прочитали книгу Леонида Шинкарева         «Я это всё почти забыл…Опыт психологических  очерков событий в Чехословакии в 1968 году» ( М.Собрание, 2008). Предмет журналистского      исследования  - недавняя история, которую хранят не только архивы, но и живая память людская. Участники событий, свидетели-друзья и свидетели-предатели, бесстрастные наблюдатели и даже кое-кто из политиков  живы и могут действительно помочь обществу осознать случившуюся на пятьдесят первом году Октября  катастрофу  социалистических идеалов.

Документы, пресса, письма, дневники тех лет и  память, убывающая и  предательская,  клокочущая и непреходящая,  предъявлены читателю  не только как свидетельства истории, но как реалии жизни простых людей в СССР и в Чехословакии. Сознаем ли мы, каждый в отдельности, след этих событий в душе, в поступках, в развитии самосознания? Не уверена. А нужно ли вспоминать, ворошить этот ком заблуждений, разочарований, споров, взаимных обид  людей, поколений, народов? Необходимо.

В истории советского государства были политические ошибки, они признаны, вторжение в Чехословакию в том числе,-  что же ещё? Осталось одно: обнаружить связь исторических ошибок с нравственным и психическим здоровьем нации. И в этой связи  понять страдания чешского юноши и молодого русского солдата сегодня, может быть, важнее, чем  уяснить менталитет партийных руководителей Союза.  

Известный журналист Леонид Шинкарев избегает пафоса и риторики, не обличает, не всхлипывает, он работает с фактами, умеет их добывать, восстанавливать, сопоставлять. Архивы Москвы и Праги   естественно и органично соединяются  в этой книге с личными свидетельствами  людей, дружеской перепиской автора с  учеными и путешественниками  Иржи Ганзелкой и Мирославом Зикмундом. Спустя десятилетия Шинкарев  беседует с действующими лицами событий не как верховный судья, и не для украшения своей книги, он  добывает черный хлеб истории  и глубоко верит, что это необходимо всем нам.  Он знает, что правда прорастает  в самом человеке, и  деликатно подводит читателя к самостоятельным выводам.  Именно так, на мой взгляд, следует возвращаться к нашей истории. 

Рискую вызвать упреки в излишней назидательности, но все же хочу сказать о горьких уроках прямо.

Пражская весна учит народы мира  во всех ситуациях руководствоваться идеей ненасилия.

В сложнейших обстоятельствах, не имея точной информации, в обстановке страха, уличного протеста команда Дубчека удержала народ от бессмысленного кровопролития. Читая книгу Шинкарева, мы убеждаемся,  как это было непросто. 

«Я за человеческое лицо и не переношу насилия» написал перед самосожжением сорокалетний Эвжен Плоцек.      

 «Насилие  - не выход. Это доказывает история и практические ситуации разных народов. В том числе вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию»,- говорит журналисту известный драматург Вацлав Гавел. Идею ненасилия развивали Ганди, Мартин Лютер Кинг, но усвоить её до сих пор человеческому сообществу не удается. Почему-то  знания, даже добытые в страдании, не становятся постулатами современной политики. А между тем  всем нам  давно  ясно: все, что добыто грубой силой и ею удерживается, неминуемо влияет на  жизнь общества, «усиливает гнет» внутри страны и за её пределами.

Конечно, есть симпатичные политики и несимпатичные, есть те, кто помнит про людей, не делит их на «нужных -  ненужных», и есть те, кто словно в добровольном заключении отгородился от людей и законопатил все щели. Однако и те и другие, всякая власть вообще хочет управлять массовым сознанием, наивно полагая достичь это простым навязыванием мнений.

 Печальна и показательна в книге история  Зденека  Млынаржа  и Михаила Горбачева.  Они друзья студенческих лет, ( и их жены  тоже из одного общежития на Стромынке), во времена Пражской весны они оба уже в политике в своих странах, пусть не на первых ролях, но действующие лица истории. Млынарж – секретарь ЦК КПЧ, Горбачев – секретарь Ставропольского краевого комитета партии. Однако, как видим, человеческие связи, дружба, доверие не учитываются в большой политике. Или проще: карьера требует жертв? Для Млынаржа понятие «друг» важнее понятия «политик», он защищает Горбачева даже тогда, когда тот, став главой государства, не спешит осудить вторжение, упорно молчит о чешской боли. Что тут скажешь? И хорошие люди -  немножко роботы, немножко фанатики, несмотря на университетское образование. Грустно. Но  есть  на  страницах  книги и антитеза -  друзья, при всех обстоятельствах  сохраняющие искренность естественных отношений, понимающие, что без  таких отношений жизнь опустела бы, потеряла смысл. Это прежде всего Ганзелка, Зикмунд и сам автор; поэт Евгений Евтушенко;  журналисты-известинцы Кривошеев и  Орлов, которым удалось в самые мрачные дни сохранить  честь и верность дружбе; это многие безымянные невольники истории в Праге и в Москве. Надо всё  знать, надо помнить, в конце концов, для того, чтобы быть готовыми к испытаниям. Испытания одолеют те, кто способен создавать свободу внутри себя, рассчитывая  исключительно на силу своего духа. Со времен Чаадаева в российской художественной среде такая выучка существует, книга Шинкарева обращает на это внимание общества. 

Поиски социализма с человеческим лицом – да так ли это было плохо, что понадобились танки. Может быть, только сегодня  приходит к нам осознание истинной цены такого абсурда. В начале ХХ1 века наши народы снова оказались перед бездной растущего недоверия: неужели американские ПРО встанут между нами? Как поведут себя наши лидеры, как поведут себя  простые люди?.. Горький опыт, как видим,  все же помогает. 

Когда-то Ганзелка и Зикмунд, побывав в СССР,  писали о непостижимом расточительстве, о некомпетентности советских чиновников, о закрытости страны, об информационной глухоте и немоте. Писали партийным  вождям, искренне желая быть полезными, но не только не были услышаны ими, но и навлекли на себя  их гнев. А кто же из честных людей не хотел усовершенствовать социализм!

Опыт социалистического строительства в России и в странах Европы, пусть неудачный опыт, следует всё же изучать. Почему, собственно, труды настоящих ученых, экономистов, философов, запрещенные в те годы, оказались и сегодня не ко двору? А, может быть, в них-то и есть подсказка, как бороться с кризисом? Пренебрежение интеллектуальными достижениями, я думаю, также разрушает нравственные устои общества, как  и любая несправедливость, как всякое насилие. 

Книга журналиста Леонида Шинкарева  -  своевременная, честная, полезная попытка достать из наших черепов осколки тоталитарной системы, которая  по-прежнему деморализует людей. 

 

                                                                              

 

 

 

 

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
tact_media
Sep. 25th, 2009 11:42 am (UTC)
Был бы признателен за другие записи на эту тему
artem_sverdlov
Nov. 30th, 2009 11:51 pm (UTC)
> «Люди устали от несовпадения идеалов с действительностью»

а откуда эта цитата? это чьё-то выступление, заголовок в газете?
ninel_is
Dec. 3rd, 2009 07:28 pm (UTC)
цитата
Фраза автора книги Леонида Шинкарева (стр.400)
"До 1990-х годов,в глухую пору "нормализации", сидя с друзьями в чешской пивной, я ни разу не слышал, чтобы соседи по столу говорили о политике,министрах,горячих новостях;власть долго демонстрировала равнодушие к тому,как люди к ней относятся, люди устали от несовпадения идеалов с действительностью."
artem_sverdlov
Dec. 26th, 2009 03:51 pm (UTC)
Re: спасибо
«Люди устали от несовпадения идеалов с действительностью» -- странно, да? Ведь идеалы сами по себе подразумевают их несовпадение с действительностью. “Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности” (Ф. М. Достоевский). А к приведённому фрагменту "чтобы соседи по столу говорили о политике": помниться у Ленина где-то было замечание о том, что власть, политики -- в социалистически устроенном обществе не должны вызывать к себе интереса, их задача -- выполнять управленческие функции. Как-то так.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

1
ninel_is
Нинель Исмаилова

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com